К началу

foto1 foto2 foto3 foto4 foto5
  

МОУ "Северная СОШ №1"

Мы заботимся о будущем детей сегодня!

Функциональная грамотность 

kartinka-funkcionalnaja-gramotnost-1 

Функциональная грамотность — это умение эффективно действовать в нестандартных жизненных ситуациях. Ее можно определить как «повседневную мудрость», способность решать задачи за пределами парты, грамотно строить свою жизнь и не теряться в ней. Функциональная грамотность сформирована через формат международного исследования PISA.

В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены: математическая, читательская, естественно-научная, финансовая  грамотности, глобальные компетенции и креативное мышление. Главной характеристикой каждой составляющей является способность действовать и взаимодействовать с окружающим миром, решая при этом разнообразные задачи.

Составляющие функциональной грамотности

1. Читательская грамотность. Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. 

2. Естественно-научная грамотность. Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями.

3. Математическая грамотность. Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.

4. Финансовая грамотность. Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.

5. Креативное мышление. Способность продуктивно участвовать в  процессе выработки, оценки и  совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.

6. Глобальные компетенции. Сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем.

 

Нормативно – правовые документы

Письмо Министерства просвещения РФ от 26.01.2021 г.  № ТВ-94-04 «Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности».

Письмо Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 г.  № 04-238 «Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности».

Приказ Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019 г. № 219 «Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО».

Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 г. № 03-1526 «О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности».

Приказ Департамента образования Белгородской области от 17.09.2021№ 2535 «О реализации комплекса мер, направленных на формирование функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций белгородской области».

Приказ Департамента образования Белгородской области от 1.12.2021 № 3515 «О внесении изменений в приказ департамента образования Белгородской области от17.09.2021 № 2535».

 

Банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности

Открытый банк заданий оценки естественнонаучной грамотности — открыть 

Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) представлен по шести направлениям: математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, читательская грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление. В материалах по каждому направлению функциональной грамотности содержатся файлы со списком открытых заданий, которые разработаны в ходе проекта, сами задания, характеристики заданий и система оценивания, а также методические комментарии к заданиям.

Предлагаем материалы для учащихся, педагогов, родителей по формированию и оценке функциональной грамотности:

1. Компетенции 4К - формирование и оценка на уроке  

2. Примеры открытых заданий PISA  

3. Сборник информационных и методических материалов для педагогов  

4. Уроки формирования функциональной грамотности ( по ФГОС  общего образования)  

5. Что значит быть грамотным - методические рекомендации для детей и родителей  

6. Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности  

7. Электронный банк заданий на сайте ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»